Восхождение на пик Хан-Тенгри. Штурмовой день
На заглавном фото первые лучи восходящего Солнца озаряют массив пика Чапаева (6371м), хребет Тенгри-Таг, Центральный Тянь-Шань. Снято во время восхождения на пик Хан-Тенгри (7010м) 28.07.2017.
Ну а далее фотоальбом, в хронологическом порядке.
Переночевали мы перед штурмом самой высокой вершины Казахстана в ледовой пещере в лагере 3, который называется «Перемычка», на высоте 5800м.
Изначально планировали ночевать в палатке, но известный киргизский альпинист Дмитрий Павленко вырыл в лагере пещеру и ушел вниз, ну мы в ней и залезли ночевать, тем более что других желающих не было с нами.
При этом мы помогли соседям подготовить площадки под их палатки.
Вечер был очень живописным. Открывались вид и на плечо Чапаева, откуда мы спустились, и на массив пика Победы в Киргизии.
В киргизском лагере, который немного ниже казахского, все копили силы перед завтрашним штурмом. Только одинокий гид бродил зачем-то, может несварение просто, что довольно часто на высоте.
Ночь была в целом комфортной, тихой и тёплой, насколько это возможно на такой высоте в ледовой пещере)) Пришел на завтра Саша, поели кашки, сала и натопили снега для термосов.
Вышли из лагеря в три ночи, так что так себе утро получилось)) Потихоньку начали набирать высоту. Путь довольно полог в начале. Ближе к 6200 забрезжил рассвет, где-то там, над китайской частью Тянь-Шаня.
На 6200 устроили первый привал, Саня не смог избежать похода в туалет, тоже расстройство живота.
Рассвет набирал силу!
А морозец трещал! Но терпимо))
Чем дальше по времени и выше по рельефу, тем больше появлялось красного и оранжевого на вершинах и склонах.
Ближе к 6400 начала сказываться высота, стало намного сложнее идти, мы вышли на скалы. Но унывать было некогда)) Стало светло, и мы выключили налобные фонарики.
Вышли к лагерю на 6400. Это промежуточный лагерь. Иногда его используют, чтобы сократить время выхода в штурмовой день. С этой высоты не нужно выходить так рано, как мы это сделали сегодня. Но проблема в том, что здесь места всего под две палатки, и ночевать на 6400 гораздо менее комфортно чем на Перемычке.
После 6400 начинаются довольно крутые скалы. Наш темп заметно снизился, из-за пробки на перилах. Перила — это закреплённые на рельефе капроновые альпинистские веревки для движения по ним вверх и вниз. Пробка образовалась из-за того, что обработчики маршрута не успели вовремя провесить перила до вершины. В предыдущие дни они делали другую, менее приятную работу. Участвовали в спасательных работах. Вначале спускали труп турецкого альпиниста, потом россиянина с отёком мозга, россиянина спустили вовремя и эвакуировали вертолётом на большую землю. И сегодня уставшие после «спасаловок» гиды вешали веревки впереди накопившихся клиентов, и происходило это не быстро…
К кулуару на 6700 мы подошли вымотанные как скалами, так и ожиданием на перилах, благо морозец был не сильный и ветра не было. От усталости Джон забывал убирать сосульки с бороды и усов. А у Саши это первая «высота», его организм не сильно понимал, что происходит с ним и вокруг, был малость шокирован.
В кулуаре темп совсем упал, по льду и скалам во льду карабкаться намного сложнее.
На выходе из кулуара стало понятно, что вершина уже недалеко, еще часа два вверх))
А тем временем Победу, да и вершину Хана стало затягивать облаками. Я немного нервничал, поскольку понимал, что засветло мы вниз к палаткам никак не успеем. А в ночи по скалам то еще удовольствие лазить, а если еще и погода схлопнется…
С вершины начали спускаться спасатели и первые счастливчики-клиенты. Спасатели, они же обработчики маршрута, были с киргизского лагеря, с ледника Южный Иныльчек. На Хан-Тенгри есть два популярных маршрута, один с Южного, другой с Северного Иныльчека. Один из Киргизии, другой из Казахстана. С севера сложнее, но безопаснее. Оба маршрута сходятся на Перемычке. Так вот, «киргизы» настойчиво пытались развернуть нас, утверждая что погода портится, скоро ночь, мы все умрём, а им нас спасать потом, а они уже наспасались. Были вежливо отправлены своей дорогой.
Саша и Джон наблюдали за нашей перепалкой, и лица их были печальны. Если бы я принял решение идти вниз, то они пошли бы вместе со мной. Но, исходя из моего опыта, шанс безопасно взойти на вершину и безопасно спуститься был высок.
Поэтому мы продолжили движение, тем более что до вершины по высоте оставалось 100 метров. Знаменитый «нож», с которого иногда падают люди, оказался не таким уж из страшным…
На вершине стояли с моим постоянным клиентом американцем Джоном Стивенсоном и россиянином Александром Вольвач в 17.00. Я вышел на вершину первым и 15 минут ждал Сашу, вместе потом еще 15 минут ждали Джона. Саша упал от усталости на колени перед крестом и треногой, смог только сказать:»Я не верю…» Я его из этого состояния вывел, заставив фотографироваться))
Видов с вершины почти не было, но это лучше чем в 2008-м году, когда на вершине вместе с именитым гидом из Шамони Кристофом Профитом мы вообще ничего из-за тумана не увидели.
Наконец-то подгрёб Джон и давай судорожно пытаться звонить с вершины своей девушке в Майами. Отобрал у него телефон, сказал чтобы он звонил после того как спустимся в лагерь на перемычку. Тоже заставил фотографироваться))
Ну и сам тоже в кадр влез)) По ощущениям высоту 7000м никак не ощущал, но и эйфории от проделанной работы не было. Надо было вниз спуститься для начала.
Спуск был не быстрым, но у нас был небольшой запас светлого времени, чтобы спуститься ниже кулуара.
На кровавом закате спустились к 6400.
Видели лавину, которая сошла на южный маршрут со стены пика Чапаева. К счастью, никого лавина не задела.
Когда спустились на 6200 было уже совсем темно, но тут нас ждало настоящее светопредставление. С космодрома Байконур запустили транспортный пилотируемый корабль Союз-МС-05 и мы это наблюдали, сами почти находясь в открытом космосе! Но сфотографировать хвост ракеты на пол ночного неба не смогли…
В итоге, что у нас вышло по времени? Вышли с «перемычки» в 3.00, на вершине стояли в 17.00, вернулись на перемычку в 23.00. 20 часов рабочего времени, что конечно не быстро, но всё же не «рекорд»!)))
Хотел отдельно похвалить фотоаппарат Nikon D5300, на морозе, в таких условиях, не подвёл!