×
Спасибо! Ваше сообщение отправлено.
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Ошибка! Сообщение не было отправлено.
Попробуйте повторить попытку позже.

Объединённая экспедиция Хан-Тенгри 2010, отчёт

С каждым годом желающих совершить восхождение в составе большой объединённой экспедиции, организованной нашей компанией «МАЛ Хан-Тенгри», становиться всё больше и больше. Сезон 2010 не стал исключением. После обязательной переписки, с решением всех организационных вопросов, был утверждён состав экспедиции. 13 клиентов и 7 гидов. Интернациональная команда из 7 стран: Алжир, Япония, Канада, Великобритания, Испания, Россия, Казахстан. Маршрут экспедиции был выбран классический маршрут по северному склону пика Хан-Тенгри, с выходом на плечо пика Чапаева и далее по западному гребню до вершины.

24 июля. День первый

Экспедиция началась 24-го июля. Большинство из нас (участников экспедиции) встретилось в офисе «МАЛ Хан-Тенгри» и мы отправились в автомобильное путешествие длиной 300км от Алматы до Базового Лагеря «Каркара» (2200м над уровнем моря), на границе Казахстана и Киргизии. Путь проходит по хорошей дороге у подножия живописных хребтов Северного Тянь-Шаня (Кетмень, Заилийский Алатау, Кюнгей Алатау и других), с пересечением перевалов Кок-айрык и Кегень, с остановкой на обед в районе знаменитого Чарынского каньона. Лишь последние 30км приходится преодолевать на джипах по крутой горной дороге до БЛ. Вечером был отличный ужин с вином, знакомство друг-с-другом, обсуждение программы восхождения. Нашу команду встречал сам Казбек Валиев, бессменный руководитель «МАЛ Хан-Тенгри».

25 июля. День второй

После завтрака, стройными рядами, мы вышли на первую акклиматизацию — в сторону пика Бас-Каркара (4059м). Это был очень важный день и поход, поскольку на следующий день нам предстояло на вертолёте перелететь сразу на высоту 4000м в БЛ Северный Иныльчек. Высота — это не шутки, поэтому важно получить первую хорошую акклиматизацию. До вершины мы поднялись немного растянувшись, но в течении 30минут вся команда была в сборе. Спускаться решили не по пути подъёма, а в другое, не менее живописное, ущелье. Все остались довольны, джунгли из травы в человеческий рост никого не оставили равнодушными. В лагере начали готовить и проверять экспедиционное и личное снаряжение. Компания у нас подобралась разношёрстная, у кого-то был высотный опыт, у кого-то нет. Поэтому всё надо было тщательно проверить и подготовить.

26 июля. День третий

Утром был вылет в БЛ Северный Иныльчек, прощание с «зелёнкой» гостеприимной Каркары, фотографии с флагом экспедиции на фоне воздушного судна. 30 минут захватывающего полёта над горами, и вот в иллюминаторах виднеется цель нашей экспедиции — громадная пирамида пика Хан-Тенгри (7010м), самый северный семитысячник на планете. После размещения в просторных комфортабельных палатках с поролоновыми матрасами и первого обеда на высоте, с целью дальнейшей акклиматизации и проверки ледового снаряжения команда вышла прогуляться по леднику Северный Иныльчек. Наш гид Алексей Баженов провёл для всех ледовые занятия.

27 июля. День четвёртый

Первый высотный выход, с грузом по 12 кг на каждого, в лагерь №1 на высоте 4500м. У Хамзы, нашего участника из Алжира, плохое самочувствие. Он остался в БЛ под присмотром нашего доктора. Мы волнуемся за него, но на самом деле это нормальное явление, когда организм начинает перестраиваться на высоту, естественно, что бывают сбои. Мы занесли в лагерь 1 кучу продуктов и экспедиционного снаряжения (палатки, газ, кастрюли), выпили чайку, перекусили и побежали вниз. Погода стояла на удивление тёплая, была опасность схода лавин, но нам повезло, и мы успели проскочить.

28 июля. День четвёртый

По плану это должен был быть день отдыха. Но обсудив всё, мы решили выйти с двумя ночёвками в лагерь 1. К нам присоединился Хамза, который чувствовал себя намного лучше чем два предыдущих дня. Теперь на предстояло занести в лагерь личное снаряжение и ещё немного продуктов. До лагеря добежали чуть-чуть быстрее чем вчера. Предварительная акклиматизация работает!

29 июля. День пятый

Спали хорошо под шорох сыпавшего всю ночь по палатке снега. Только у нескольких из нас болела голова. Два наших гида, Вадим Попович и Андрей Гладков вышли вперёд топтать тропу, поскольку за ночь выпало около 50см снега. Все остальные в связках стали подниматься по их следам в сторону лагеря 2 (5400м). Группа растянулась на три связки, самая бодрая из трёх поднялась выше скального пояса и повернула вниз в районе «верблюда» (5200м). Трое гидов поднялись в лагерь два и оставили там несколько палаток и немного еды. Обратный спуск в лагерь 1 огорчил, наш клиент из Англии по имени Ралф очень неуверенно спускается по перилам. На спуск он потратил очень много времени, всё время благодаря спускавшегося с ним меня за терпение. Медленный спуск это нехорошо, потому что это грозит «холодной» ночёвкой на спуске в штурмовой день.

Объединённая экспедиция Хан-Тенгри 2010, отчёт30 июля. День шестой

Ещё одна ночь в лагере 1, самочувствие после вчерашнего выхода хорошее. Но плохая новость — Ралф и его друг Джон приняли решение отказаться от дальнейшего восхождения и вернуться домой в Англию. С Ралфом всё понятно, а вот Джон мог бы попытаться продолжить программу. Но дружба есть дружба, может быть в другой раз у них всё удастся. Все благополучно спустились в БЛ. По плану у нас сутки отдыха. Потом выход в лагерь два с двумя ночёвками и подъёмом на плечё пика Чапаева (6150м).

1 августа. День восьмой

После дня отдыха и предыдущей акклиматизации идётся вверх намного легче и быстрее. Вышли из БЛ после обеда и за два с половиной часа добежали до уже ставших родными палаток лагеря 1. Вечером аппетитный ужин (благо у нас огромное количество заранее закупленных вкусных и разнообразных продуктов) и здоровый сон.

2 августа. День девятый

И снова два наших гида Андрей и Вадим впереди топчут тропу. Основная группа растянулась. Самые резвые «забежали» за 3,5 часа, самые «медленные» за 8 часов. Общее состояние команды можно назвать рабочим. Изменения в быте. Если в лагере 1 мы жили в палатках по двое, то теперь в лагере 2 приходится жить по трое. Но палатки у нас хорошие (фирмы Red Fox), просторные, особого дискомфорта не чувствуется.

Объединённая экспедиция Хан-Тенгри 2010, отчёт3 августа. День десятый

Как не хочется выйти пораньше наверх, но из-за большого количества народу выход затягивается. Вместо запланированных 7 утра выходим в 8.30. Опять все растягиваются. Ветрено и облачно, но не холодно. Вообще весь сезон 2010 какой-то аномально тёплый. Основной опасностью на нашем маршруте является резко наступившая непогода. О лавинах и камнепадах никто никогда не беспокоился. Но всё меняется, и в этом сезоне нам пришлось в этом очередной раз убедиться. На привычном, в меру крутом подъёме на плечё пика Чапаева (6150) в этом сезоне практически нет снега. Все вмороженные в прошлом в склон камни, а также лежащие на полках стали из-за потепления живыми. И поскольку народу, помимо нашей большой группы, подымается много, кто-то обязательно скидывает верёвкой и неосторожными шагами эти живые камни вниз. Кто взял с собой каску, тот поступил мудро. Диме из Воронежа камень прилетел по голове, но как-то вскользь и не сильно, но естественно неприятно. Мне основательно прилетел в плечё, но тоже обошлось без травмы. В итоге все стояли на пике и наслаждались окружающими красотами. Осторожно спустились в лагерь 2 и, поужинав, завалились спасть.

Дима из Москвы и наш гид из Уфы Рустем, посоветовавшись с командой, приняли решение не подыматься в этот день на плечё Чапаева, а устроить себе день отдыха в лагере 2. На завтра у них запланирован выход в лагерь 3 на «Перемычку» (5800) и далее, по ситуации, на вершину. Ребята сильные и уверенные в себе, у них должно всё получиться.

4 августа. День одиннадцатый

Утром, пожелав Диме и Рустему удачи и хорошей погоды, команда стартовала вниз. К обеду все успели спуститься в БЛ, к нашей драгоценной «кухне», где безраздельно царствует уже несколько сезонов подряд наш любимый повар Наталья Першина с командой. Вообще первое, что должен сделать любой альпинист в любой экспедиции, так это подружиться с кухней. Ну и с доктором, конечно. Как «кухня» так и весь персонал лагеря во главе с комендантом (суть начальником БЛ) Мухой (ЗМС по альпинизму, многократный «Снежный Барс» Кудайберген Тышмамбетов, про него вообще можно книги писать) внимательно следят за всем, что происходит на горе. Для этого каждая группа выходящая на маршрут снабжается радиостанцией, и в назначенное время должна выходить на связь с БЛ. Но к сожалению не все это делают. И после обеда мы все убедились в важности своевременного выхода на связь.

Представитель иранской команды, попав в лавину при подъёме в лагерь 1, бросил свой рюкзак и удрал. Удрал неудачно, не вниз, а наверх. И не догадался по рации связаться с Базой. В итоге: белый склон, по нему в лавинке едет чёрная точка. А потом лежит, и не шевелиться. Что думать? А ничего, бежать надо… Вот только кому? Штатный спас-отряд в лагере — это гиды. Но нас мало, и большинство из нас на горе в это время, а кто в лагере тот либо только что с горы, либо день отдыха у него. В итоге санаторно-курортное времяпровождение безнадёжно утеряно. Группа поддержки «из народа» и три гида. Ничего, быстро добежали. Выскочили на лавинный вынос, и по нему наверх, тыкая палочками во все подозрительные сугробы. Добежали до рюкзака, а тут как раз иранцы с верху спустились. Ну, мы друг другу сказали всё что думаем об иранских альпинистах, как о явлении, и с чистой совестью вернулись на Базу. Завтра у нашей команды запланирован визит к доктору, для проверки в «лабораторных» условиях нашего физического состояния перед заключительным штурмовым выходом. И заслуженные полные двое суток отдыха.

Объединённая экспедиция Хан-Тенгри 2010, отчёт5 августа. День двенадцатый

Утром, после завтрака, к доктору. Проверка пульса и давления перед нагрузкой (приседания), сразу после нагрузки, и через пять минут. Все восстановились вовремя, это не может не радовать. Вечером хорошая новость — Дима и Рустем поднялись на вершину и уже сидят в лагере 3. Экспедицию уже можно смело называть успешной, но последнее слово нами ещё не сказано.

6 августа. День тринадцатый

Вечером лагерь встречает героев! Мы все очень рады за них и гордимся. Отметили хорошо. Даже устроили небольшую дискотеку в столовой. Но засиживаться за праздничным столом не стоит. Завтра у нас выход после обеда, надо всё ещё раз проверить и подготовить.

7 августа. День четырнадцатый

Дима, после восхождения, решил продать свои почти новые ботинки. Как раз мой размер. И цена приемлемая. А кошки мои оставлены у начала маршрута, чтобы не таскаться лишний раз. Пришлось бежать через весь ледник и обратно, чтобы подогнать их под новые ботинки. И что-то мне не понравилось моё состояние, непонятное пошатывание, и это никак не связано со вчерашним чествованием наших ребят. И кашель. Неприятно, уж очень болеть не хочется. Фармакология — лучший друг альпиниста, набрал вкусных таблеток с собой.

Как мы не старались, чтобы вся команда вышла на штурм, обстоятельства сильнее некоторых из нас. Лёня из Екатеринбурга очень некстати позвонил домой и узнал, что у него какие-то проблемы на работе. Он вынужден завершить своё участие в экспедиции. Дима из Воронежа, которому камень попал по голове, после нашего выхода из БЛ вспомнил, что забыл жумар. Посчитал, что возвращаться плохая примета… и отказался от восхождения. Очень жаль.

В лагерь 1 поднялись уже привычно за 2,5 — 3 часа.

8 августа. День пятнадцатый

Обычный рабочий день на горе. Все успешно добрались в лагерь 2. Я продолжаю кашлять, но гребу пока. По связи передают, что надо «спасать» двойку ирландцев и двойку румын. Они сидят четвёртый день на «Перемычке», у них кончился газ и еда, а на вершину очень хочется. Пришлось откапывать их заброску и бросать в свой рюкзак дополнительных два килограмма груза.

9 августа. День шестнадцатый

Вышки опять поздно. Половина группы быстро перевалила плечё Чапаева и спустилась на «Перемычку» в лагерь 3. Поставили палатки, отдыхаем. Погода портится. По связи передают, что кому-то с плеча прилетел камень и сломал кисть. Кому непонятно. Что твориться на плече тоже непонятно. Выхожу вместе с Вадимом Поповичем навстречу остатка нашей группы. Находим их спускающимися в тумане, нашего гида Саши из Уфы нет. Оказывается — это он пострадавший. Он оставил рюкзак привязанным к «перилам» и один, без сопровождения, на одной руке убежал вниз. На следующий день его отправили в Каркару и далее больницу в Алматы.

На завтра у нас запланирован штурм, ранний выход. Наши «канадцы» Бэн и Вера хотят день отдыха на «Перемычке». Да что ж такое-то. Непросто быть руководителем. Большая команда — большая ответственность. Ещё и кашель не проходит… Хотите отдыхать, ваше право. Если кто-то из гидов будет в состоянии сходить с вами послезавтра, то бог в помощь. Основная группа идёт завтра.

10 августа. День семнадцатый. Штурм

Все вышли в семь утра, потому что опять все долго собирались. Не очень холодно и не ветрено. Погода ясная. Идём плотненько, вот только наш японец Камуро и испанец Фернандо сильно отстают. Я дохожу до 6400, и тут как будто кто-то выключил рубильник, я понимаю, что вершины мне не видать. Гребу вверх ещё метров двести, желаю всем удачи и разворачиваюсь. По пути смотрю на состояние Комуры и Фернандо. Комура еле идёт, а Фернандо мёрзнет. Предлагаю развернуться, они хотят ещё попробовать. Комура медленно но верно имеет шансы зайти на вершину, но таким темпом он, скорее всего, поймает «холодную ночёвку». Ни ему, ни тем более нам это не нужно. Люди взрослые и вполне адекватные, своё слово я сказал, слово за ними. Наш гид Тимур из Уфы тоже развернулся из-за расстройства пищеварения.

Спустился быстро, сижу, отпиваюсь и заготавливаю чай для тех, кто будет спускаться сверху. Через час спускается Фернандо, выглядит очень уставшим, ещё через полчаса спустился Камура, он дошёл до 6600, всё взвесил и тоже решил развернуться. К пяти вечера начали спускаться люди после удачного восхождения. В итоге на вершине в этот день стояло 7 человек из нашей команды: клиенты Вадим из Перми; Коля из Воронежа; Хамза из Алжира и Серхио из Испании; и три наших гида Алексей Баженов из Алматы; Вадим Попович из Нижнего Тагила и Андрей Гладков из Калининграда.

На вершину в этот день зашло ещё несколько человек, в том числе и со стороны ледника Южный Иныльчек. Около девяти вечера Вадиму Поповичу пришлось выходить навстречу группе спускающихся, это было непросто после уже совершенного восхождения, но работа гида подразумевает подобную взаимовыручку. Иначе уставшие за день ребята могли заблудиться ночью на маршруте (даже при наличии фонариков) и схватить «холодную».

11 августа. День восемнадцатый

Пока мы собираем рюкзаки, Вере и Бену удаётся уговорить Андрея Гладкова попытаться совершить второе восхождение за два дня уже вместе с ними. Попытка не пытка, желаем им удачи и хорошей погоды. Задача остальной команды побыстрее спуститься в Базу, за один день, а так же собрать по пути всё снаряжение экспедиции. С задачей мы успешно справились, правда, после выхода вниз из лагеря 1 у нас были неподъёмные рюкзаки. Вечером за ужином узнаём по радиосвязи, что Андрею и Бену удалось взойти на вершину, единственной нашей девушке Вере, к сожалению не удалось. Весь лагерь очень рад нашему успеху, и мы с глубоким чувством удовлетворённости начали отмечать два успешных штурма.

12 августа. День девятнадцатый

Вечером в лагерь спустились Андрей, Вера и Бэн, выглядят уставшими. Устроили им тёплый приём с пиротехническими эффектами и с тортом (спасибо «кухне»). Андрей конечно сделал что-то особенное, два раза подряд за два дня взойти на такой непростой семитысячник, да ещё вместе с клиентами. Побольше бы таких сильных и самоотверженных людей в наших горах! И в нашей фирме J. В итоге из 20 участников нашей экспедиции на вершине стояло 10 человек — 6 клиентов и 4 гида. Отличный результат!

13 августа. День двадцатый

Утром нас забрал вертолёт и увёз в зелёную Каркару. Все соскучились по траве, лёгкой одежде и даже комарам. Вечером была незабываемая вечеринка в баре Каркары, помимо нашей команды с нами отмечали успешное окончание экспедиции румыны, иранцы и ирландцы. Огромное количество новых друзей! Дискотека, караоке, армрестлинг, улыбки и смех! Завтра назад к цивилизации, с чистыми мыслями и отдохнувшей душой, может отчасти и телом J. Навстречу новым восхождениям и новым приятным во всех отношениях знакомствам!